Иван грозный духовное завещание

Адрианова-Перетц В.П. (ред.) Послания Ивана Грозного - файл 1.doc

Доступные файлы (1):
    Смотрите также:
  • Альтернативы развития России в период правления Ивана Грозного документ
  • Адрианова-Перетц В.П. Очерки поэтического стиля Древней Руси документ
  • Монетная система. От Древней Руси до Руси Ивана Грозного реферат
  • Атаманов М.Г. (пер.) Выль Сзён. Апостолъёслэн ыстэм гожтэтъёссы документ
  • Барт К. Толкование посланий к Римлянам и Филиппийцам документ
  • Сборник статей: Социально-политические и культурные проблемы современности. К 100-летию со дня рождения Г. Алмонда. 2011 документ
  • Дальке Р., Детлефсен Т. Болезнь как путь. Значение и предназначение болезней документ
  • Бунин И.А документ
  • Детская литература лабораторная работа
  • Борисов Н.С. Политика московских князей документ
  • Портреты российских самодержцев в творчестве Н.М.Карамзина документ
  • Иногамова-Хегай Л.В. (ред.), Рарог А.И. (ред.), Чучаев А.И. (ред.) Уголовное право. Общая часть документ
Вопросы внешней и внутренней политики в посланиях Ивана IV (Я.С.Лурье)

Иван Грозный. Гравюра из немецкого 'летучего листка' XVII в.

Пойманный воеводами Василий Шибанов сообщает Грозному 'изменные дела' Курбского. Миниатюра из Синодального списка Никоновской летописи

Иван грозный духовное завещание

Иван Грозный безусловно, одна из самых заметных фигур в российской истории. Личность его окружена множеством мифов, которые тесно переплелись с реальными фактами. Смерть этого правителя не стала исключением

Конец Ивана Васильевича

Царя Иоанна Васильевича (Ивана IV) не зря прозвали Грозным. Историк Р.Г. Скрынников сообщает, что с 1533 по 1584 годы его правления было отправлено на казнь около 4 тысяч человек. Многих пытали Но точно так же поступали и другие европейские правители, причем количество жертв куда более впечатляет

10 марта 1584 года Иван Грозный отказался принять посла из Литвы «в связи с недугом». Тело государя сильно распухло, покрылось чирьями, от него исходил дурной запах

16 марта состояние царя ухудшилось настолько, что он впал в беспамятство. Однако 17 марта горячая ванна принесла государю облегчение. 18 марта с утра он снова отправился в баню и после водных процедур почувствовал себя настолько хорошо, что сел играть в шахматы с окольничим Богданом Бельским. За игрой он внезапно почувствовал себя плохо, упал навзничь и умер.

Завещание и монашество

Позднее вспомнили, что дату 18 марта называли царю карельские волхвы, которых он призвал для предсказаний. Разгневанный государь обещал их сжечь, если пророчество не сбудется. Но не успел

Интересно, что Иван IV, по-видимому, предчувствовал скорую кончину, так как заранее составил завещание. Преемником он назвал сына Федора, которого многие считали слабоумным, и назначил помогать ему совет из бояр. Младшему сыну Дмитрию отходил Углич.

Ряд источников также утверждает, что перед смертью Иван Грозный раскаялся в своих грехах и жестокости, допущенной по отношению к людям. В день кончины он даже будто бы принял монашеский постриг и получил новое духовное имя - Иона. Факт пострига в монашество подтверждается: царь был похоронен в полном монашеском облачении.

«Отравители» и «душители»

Сразу же после похорон, состоявшихся на третий день в Архангельском соборе, пошли слухи о том, что смерть царя, возможно, была насильственной. Даже летопись XVII столетия утверждает, что Ивана Грозного отравили «ближние люди». Назывались имена бояр Бориса Годунова и Богдана Бельского. Вот свидетельство гетмана Жолкевского по поводу Годунова: «Он лишил жизни царя Ивана, подкупив врача, который лечил Ивана, ибо дело было таково, что если бы он его не предупредил (не опередил), то и сам был бы казнен с многими другими знатными вельможами». Есть сведения о том, что в последней редакции завещания Годунов был исключен из будущего состава опекунского совета при Федоре А по словам голландского дипломата Исаака Массы, яд в лекарство для царя положил Бельский, родственник Годунова. Историк В.И. Корецкий и вовсе считает, что царя для верности после приема им яда еще и задушили

Факты против легенд

Версия об отравлении Ивана IV жила вплоть до 1963 года, когда вскрыли царскую усыпальницу и провели экспертизу останков. И что же? Содержание мышьяка в них вполне соответствовало норме. Зато наблюдалось повышенное содержание ртути, которую добавляли во многие лекарственные препараты, в том числе и от сифилиса, которым предположительно страдал Иван Грозный. Безосновательной оказалась и гипотеза об удушении царя: горловой хрящ был в целости.

Впрочем, много лет спустя главный археолог музея-заповедника «Московский Кремль» Татьяна Панова и ее коллега Елена Александрова, также занимавшаяся исследованием останков, заявили, что на самом деле допустимая норма мышьяка там была превышена более чем вдвое. И что, скорее всего, некто регулярно «потчевал» Грозного «коктейлем» из мышьяка и ртути, который в конце концов и привел к преждевременной смерти.

Известный советский антрополог М.М. Герасимов обнаружил, что в последние годы жизни у царя стали развиваться остеофиты соляные наросты на поверхности костей, так, что ему было сложно передвигаться. По словам Герасимова, таких отложений он не встречал даже у глубоких стариков. Кстати, есть свидетельства о том, что в 50 с небольшим лет Иван Грозный выглядел уже дряхлым старцем По-видимому, полагал ученый, сочетание таких факторов, как нездоровый образ жизни, постоянные нервные стрессы (военные походы и прочие политические встряски), а также вынужденная неподвижность и привели к раннему износу организма. А история с отравлением так и осталась на уровне гипотезы.

Поделиться:

Слово —, ЦАРЬ, буквально значит —, начальник, предводитель, главный. Отсюда —, царь-пушка, царь-колокол, как заглавная пушка и колокол. Во времена Ивана грозного, царь, был только военным предводителем…,.

Травить его, не было ни какого смысла. Казнить, и управлять гражданскими делами, он так-же не мог!

Картину, написали гораздо позже. Видимо в 19м веке. Поскольку на посохе изображён крест…,. До насаждения на Руси никонианства, крестов не существовало…,. Поскольку на Руси была ведическая культура. Но не тот новодел славяно-арийский, а настоящие Веды, частично сохранившиеся в Индии.

Ну, а сказки и прочие небылицы, это уже сочинение ромеев-Романовых!

И ни чего общего с настоящей историей Руси, все эти выдумки не имеют.

Иван Грозный был действительно ГРОЗНЫМ. Но для кого? Со всей очевидностью для бояр и их прихвостней разрушавших государство в угоду своим амбициям и и притязаниям. Грозный справился со своими обязанностями и оставил сильное государство. Законным царем был избран Земским собором Годунов, но шушера —, Романовы, Шуйские, Черкасские и шпана помельче не могли допустить на царстве «,худородного»,. В итоге все закончилось Смутой, затем революцией 1917 года. Но История ни чему не учит и нынешних «,бояр»,

Руслан Скрынников Иван Грозный

Царь Иван IV работал над текстом своего завещания в течение всей жизни. Но сохранилась лишь одна испорченная копия черновика завещания. Копия не утверждена самодержцем, не заверена подписями и печатью и не имеет даты.

Польско литовское государство не примирилось с потерей Полоцка. Осенью 1564 г. король направил к крепости многочисленную армию. Русские полки были спешно стянуты к северо западной границе. В это самое время Крымская орда, вероломно нарушив соглашение, вторглась в пределы России. Военные заслоны, стоявшие на Оке, не могли противостоять татарскому нашествию, но хан Девлет Гирей не решился идти на Москву и свернул к Рязани. Гарнизон Рязани был немногочисленным, ее укрепления находились в плачевном состоянии. Случайно в окрестностях города оказался Басманов, отдыхавший в своем поместье. Наспех собрав вооруженную свиту, воевода напал на татарские разъезды, захватил «языков» и засел в Рязани. Все попытки врага взять крепость штурмом закончились неудачей. Крымцы поспешно отступили в степи.

В XVI в в истории европейских народов наступили большие перемены. Мир стоял на пороге Нового времени

В XVI в в истории европейских народов наступили большие перемены. Мир стоял на пороге Нового времени

Избранная рада неофициальное правительство при иг. Численность около 3-5 человек. Специфика в том, что туда не вошли знатные бояре.

Итуруп Курильской гряды. Маршрут был составлен исходя из необходимости посещения основных достопримечательностей и обзорных точек.

Художественный руководитель постановки: заслуженный деятель искусств РФ с. Н. Афанасьев

Василия великая княгиня вышла к народу в сопровождении трех опекунов (Василия Шуйского, Михаила Глинского, Михаила Воронцова) и Ивана.

Олеся. Она вызывается проводить его до Ириновского шляха дороги, по которой Иван

Путь жизни, и некролог генерала А. Фон Лампе Иван Александрович Ильин. Автобиография И. А. Ильина была включена им в статью Что.

Путь жизни, и некролог генерала А. Фон Лампе Иван Александрович Ильин. Автобиография И. А. Ильина была включена им в статью Что.

Голос Вы плут, Иван Александрович Иван Александрович На зеркало неча пенять, коли рожа крива. Народная пословица

Группа

Название: Исследования по истории опричнины.

Автор: Веселовский С.Б.

Описание: Работы одного из крупнейших русских историков и археографов, уникального по тщательности источниковеда, начали своеобразную историографическую революцию в исследовании опричнины. Если до этого исследователи пытались произвести сословную или экономическую рационализацию Иоаннова террора, увидеть в опричнине борьбу с удельным строем, то Веселовский поставил всё это под сомнение.

Очерки об опричнине

Обзор мнений историков об Опричном дворе царя Ивана

Отзывы о Грозном его современников

Известия иностранцев об опричнине

Реформа 1550 г. и так называемая Тысячная книга

Болезнь и смерть царицы Анастасии

Разрыв царя Ивана со своими советниками

Первые опалы и казни

Побеги за границу и поручные записи

Указ об опричнине

Первые жертвы опричнины

Первоначальная территория и ведомство опричнины

Ликвидация Старицкого удела и расширение ведомства Опричного двора

Выселение земских из уездов, взятых в опричнину

Опричные выселения и оборона государства

К отставке опричнины

Послужные списки опричников

О генеалогических интерполяциях Хрущевской Степенной книги

Интерполяции так называемой Царственной книги о болезни царя Ивана 1553 г.

Что дает генеалогия для понимания некоторых событий царствования Ивана Грозного?

Духовное завещание царя Ивана 1572 г.

Синодик опальных царя Ивана Грозного как исторический источник

Иван грозный духовное завещание

Сохранилось не завещание, а подборка черновых материалов, необходимых для периодического обновления завещания. Сюда относились выписки из поземельных актов разных лет, из летописей, из старых духовных грамот, новые записи, продиктованные государем. Подлинность их не вызывает сомнений.

Террор затронул верхи сначала земского, а затем опричного приказного мира.

Возможно, именно это обстоятельство, обусловившее частую смену лиц, помешало систематизации собранного материала и устранению противоречий. Выписки об уделах не только противоречат друг другу, но и расположены вне хронологического порядка.

Особое значение для датировки завещания придают той его части, где речь идет о Ливонии. В текст включен подробнейший список ливонских замков и городков, завоеванных в период с 1558 по 1569-1570 гг. Царь лично руководил походом на Пайду (Вейсенштейн), завершившимся занятием этого замка. Это событие произошло в 1573 г. и потому не отразилось в духовной. Список новых завоеваний 1575-1577 гг. должен был включать более 30 городов. Но такой список не был составлен и не попал в черновик завещания.

В ливонском разделе духовной определены владения короля Магнуса городок Обеерпален (Полчев) с селами. В апреле 1573 г. Грозный пожаловал Магнусу замок Каркус, занятый в конце 1572 г. В завещании это пожалование не упомянуто.

Приведенные факты доказывают, что черновик завещания перестали пополнять сразу после отмены опричнины летом 1572 г. Однако в духовной имеется абзац, который на первый взгляд противоречит приведенной дате. Магнус получил от Грозного заем в 15 500 рублей. Упомянув об этом, царь поясняет: «а в тех денгах король Арцымагнус заложил у меня в Ливонской земле городы Володимерец, город Ворну, город Прекат (Трекат), город Смилтен, город Буртники, город Роин и со всеми уезды» Все названные города были заняты лишь в 1577 г.

О чем идет речь в завещании Грозного? В 1570 г. Магнус получил от царя вместе с титулом ливонского короля право на еще не завоеванную Ливонию. Иван IV дал в долг новому вассалу крупную сумму под залог замков Володимерец (Вольмар), Смилтен и др. Магнусу предстояло завладеть этими городками и возместить долг либо отдать замки царю. В завещании значилось: «сын мой Иван на короле Арцымагнусе те денги или за денги городы, которые в тех денгах заложены, возьмет себе»

В завещании Грозного упомянуто имя царицы Анны, получавшей крупный удел. У царя было две царицы по имени Анна. А.Л. Юрганов полагает, что царская духовная была составлена в 1577 1579 гг. и в ней упомянута Васильчикова, а не Колтовская.

Обратимся к фактам. В начале 1577 г. Иван IV пожертвовал монахам деньги «по Анне по Васильчикове свою государскую милостыню на вечной поминок». В монастырских вкладных книгах Анна фигурирует без царского титула, а в книгах Троице-Сергиева монастыря она записана не в список цариц, а в помяник Васильчиковых. На этом основании А.Л. Юрганов сделал вывод, что царь учредил поминание не жене Анне, а ее тетке с тем же именем Анна Васильчикова. Пятый брак считался греховным, а религиозный царь «боялся обнародования своей греховности», его вклады не по жене, а по тетке жены «показывают, на мой взгляд, силу влияния на царя его жены, Анны Григорьевны».

Знал ли царь заурядную дворянку неизвестно. На каком основании он пожертвовал на нее неслыханную сумму в 850 рублей, непонятно.

Право на титул царицы имели лишь законные супруги государя. По церковным правилам два последних брака Ивана IV были незаконными. Поэтому Анна Васильчикова и Мария Нагая могли фигурировать в дипломатических документах и церковных книгах без титула царицы. Этот факт не заключает никакой загадки.

Датировка, предложенная А.Л. Юргановым, рушится. Васильчикова умерла не позднее января 1577 г., и она не могла упоминаться как живая в завещании, будто бы написанном осенью 1577 1579 гг.

Грозный составил завещание по образцу духовных грамот отца и деда царя. Но было одно серьезное различие. Иван имел склонность к литературному творчеству, и под его пером завещание приобрело черты литературного сочинения. Добрую половину духовной занимает обширное введение с покаянием и поучением «чадцам».

Текст объединяет записи разновременного происхождения.

За введением следует традиционное начало завещания: «И Бог мира в Троице славимый» Ниже следуют наставления сыновьям, в точности повторяющие завещание Ивана III. Младший брат должен «держать старшего в отца место», старший держать младшего без обиды.

В литературном введении к завещанию сходные наставления приобретают иное звучание. Грозный не чувствует себя стесненным традицией, и его наставления производят впечатление взволнованной речи: «А ты, сыне мои Федор во всем бы еси Ивану сыну непрекословен был так, как мне, отцу своему, и во всем бы есте жил так, как из моего слова».

Конец завещания носит традиционный характер и дословно списан с духовного завещания Ивана III. Государь наказывает удельному князю слушать брата своего старейшего, государства под ним не подыскивать, ни с кем на него не «одиначиться». Однако даже в этот традиционный текст царь внес поправку, соответствующую его характеру. Иван III угрожал ослушнику, что на нем не будет благословения Божьего и родительского. Царь завершал увещевания словами из Евангелия: «Аще кто не чтит отца или матерь, смертью да умрет».

Иван IV наставлял наследников чтить память родной матери и мачех: «А что по грехом, жон моих, Марьи да Марфы, не стало, и вы б жон моих Марью да Марфу, а свои благодатныя матери, поминали во всем по тому, как аз уставил» Мария Черкасская умерла в 1569 г., Марфа в 1571 г. Четвертая жена, Анна Колтовская, упомянута как живая.

Понравилась статья? Поделить с друзьями: