Лишение наследства римское право

Наследование по Римскому праву 2

Essay на тему Наследование по Римскому праву 2

В данной работе мы рассмотрим одно из основных частей Римского права наследственное право . Наследование - один из важнейших институтов гражданского права. Отношения, связанные с наследованием, - одна из сфер общественных отношений, которая хоть раз в жизни затрагивает каждого человека.

Институт наследования имеет очень длинную и сложную историю своего развития. Общество было поставлено перед выбором: с одной стороны свобода распоряжения своей собственностью, а с другой забота общества о близких наследодателя, которые, например, не могли сами себя обеспечить и жили только за счет иждивения. До сих пор все правовые системы мира исходят из сочетания двух основополагающих принципов: свободы завещания и охраны интересов семьи.

I Понятие и история наследования

Подобно тому, как собственность (в экономическом смысле) существовала и до образования государства и права, а право собственности появилось только с образованием государства, так и наследственное право в качестве завершения права собственности появилось только с возникновением государства.

Рис.1. Условия ничтожности завещания.

Рис.2. Основания признания недействительности завещания.

Далее хотелось бы по подробнее осветить основные правила наследования по закону на каждом из четырех этапах. Так же как и в нашем Гражданском кодексе РФ, в Институциях Гая наследование по закону расположено после статей, регулирующих правопреемство в порядке завещания. Наследование по закону наследование в порядке и на условиях, определённых законодателем. Это вид наследования, при котором отсутствует юридически выраженная воля наследодателя. Этот вид наследования был возможен только при определённых условиях: нет завещания, завещание недействительно, завещание уничтожено, отсутствуют наследники, указанные в завещании.

Обязательная доля в наследстве. Лишение наследства. С одной стороны, как мы уже отмечали, римское право в качестве основополагающего принципа наследования установило принцип свободы,

Лишение наследства. С одной стороны, как мы уже отмечали, римское право в качестве основополагающего принципа наследования установило принцип свободы завещания, согласно которому наследодатель сам определял в завещании «судьбу» своего имущества. С другой стороны, часто после завещателя оставались лица, которые были особенно близки к нему (например, дети, родители), принимали участие в создании его благосостояния и которые даже при жизни наследодателя имели право требовать от него известной поддержки. Вследствие этого уже цивильное право, допуская свободу завещаний, устанавливало известные ограничения в интересах таких лиц, предоставляя им право на непременное участие в наследовании право на получение части наследственного имущества вне зависимости от содержания завещания умершего.

В древнейшем римском праве отстранить определенных лиц от наследования можно было лишь посредством указания в завещании на то, что они лишаются наследства, причем такое указание подчинялось определенным формальным требованиям.

Если у наследодателя были sui heredes, то, совершая завещание, он должен был недвусмысленно или назначить их наследниками, или лишить наследства aut instituere, aut exheredare (exheredatio лишение наследства), простое умолчание о них в тексте завещания (praeteritio) не допускалось. Если от наследования отстранялись сыновья домовладыки, то их следовало называть поименно (nominatum), для иных лиц этого не требовалось. Умолчание в отношении сына наследодателя делало завещание полностью недействительным, если же были обойдены иные sui heredes, то имела место частичная недействительность завещания: если наследник по завещанию также был из числа sui, то обойденный получал свою законную долю, если же имущество завещалось иному лицу, то к наследнику sui, не упомянутому в завещании, переходила половина наследства.

В преторском праве требование о прямом лишении наследства были распространены на всех наследников unde liberi, в том числе и эманципированных, причем лица мужского пола должны были отстраняться поименно. При несоблюдении этого требования обойденные получали свои законные доли в имуществе. Если в завещании одни наследники были прямо устранены от наследования, а о других завещатель умолчал, то первые оставались лишенными наследства. В законодательстве Юстиниана лишение наследства могло осуществляться в любых выражениях, но все нисходящие должны были отстраняться поименно.

Обязательная доля. Описанные формальные правила лишения наследства не могли, все-таки, дать достаточную гарантию того, что близкие наследодателю лица получат определенную часть его имущества. Более того, в ряде случаев центумвиральный суд (в его компетенции были наследственные дела) стал признавать, что завещание, в котором, хотя и исполнено требование о форме лишения наследства, но без основательных причин близким наследникам ничего не оставлено, очевидно, было составлено не совсем в здравом уме и потому должно быть лишено силы. Иски со стороны законных наследников по цивильному праву, обойденных в завещании, удовлетворялись, как будто наследников, назначенных в завещании, вовсе не было.

В дальнейшем круг лиц, которые могли требовать выделения им доли в наследстве, и самый порядок определения такой доли, был изменен. Во-первых, к числу родственников, имеющих право на обязательную долю, стали относить нисходящих и восходящих завещателя, а также его братьев и сестер (последние могли претендовать на долю в наследственном имуществе только в том случае, если завещатель назначил своим наследником лицо, подвергнутое гражданскому бесчестию turpitudo).

Во-вторых, был определен размер обязательной доли (portio debita) она составляла не менее ¼, части того, что наследник получил бы при призвании его к преемству в имуществе наследодателя по закону, причем имущество могло быть передано ему не только путем назначения его наследником в завещании, но и посредством легата. Если завещатель не назначил portio debita, то обойденный мог требовать свою законную долю в полном объеме. Однако данное требование погашалось смертью необходимого наследника, а также сроком, в течение которого он мог предъявить свое требование этот срок сначала составлял два года, а потом пять лет.

Юстиниан повысил размер portio debita до ½, законной доли, если последняя составляла менее четверти наследства, и до 1/3, если законная доля была больше. Кроме того, было установлено, что обойденный наследник мог требовать выдела обязательной доли лишь в том случае, если он был полностью отстранен от наследования если же полученное им имущество было меньше portio debita, то он мог требовать лишь соответствующего увеличения своей доли, но не отмены завещания.

В последующем своим указом 542 г. Юстиниан установил, что право на обязательную долю в наследстве имеют восходящие и нисходящие наследодателя, они должны были обязательно назначаться наследниками. Кроме того, exheredatio и лишение portio debita могли быть сделаны завещателем только при наличии уважительных причин, которые были четко закреплены в законе различные преступления и проступки против завещателя, предосудительный образ жизни и пр. О братьях и сестрах указ не упоминал, и потому относительно их действовал описанный выше порядок получения обязательной доли.

Обязательная доля в наследстве. Лишение наследства. С одной стороны, как мы уже отмечали, римское право в качестве основополагающего принципа наследования установило принцип свободы,

Лишение наследства. С одной стороны, как мы уже отмечали, римское право в качестве основополагающего принципа наследования установило принцип свободы завещания, согласно которому наследодатель сам определял в завещании «судьбу» своего имущества. С другой стороны, часто после завещателя оставались лица, которые были особенно близки к нему (например, дети, родители), принимали участие в создании его благосостояния и которые даже при жизни наследодателя имели право требовать от него известной поддержки. Вследствие этого уже цивильное право, допуская свободу завещаний, устанавливало известные ограничения в интересах таких лиц, предоставляя им право на непременное участие в наследовании право на получение части наследственного имущества вне зависимости от содержания завещания умершего.

В древнейшем римском праве отстранить определенных лиц от наследования можно было лишь посредством указания в завещании на то, что они лишаются наследства, причем такое указание подчинялось определенным формальным требованиям.

Если у наследодателя были sui heredes, то, совершая завещание, он должен был недвусмысленно или назначить их наследниками, или лишить наследства aut instituere, aut exheredare (exheredatio лишение наследства), простое умолчание о них в тексте завещания (praeteritio) не допускалось. Если от наследования отстранялись сыновья домовладыки, то их следовало называть поименно (nominatum), для иных лиц этого не требовалось. Умолчание в отношении сына наследодателя делало завещание полностью недействительным, если же были обойдены иные sui heredes, то имела место частичная недействительность завещания: если наследник по завещанию также был из числа sui, то обойденный получал свою законную долю, если же имущество завещалось иному лицу, то к наследнику sui, не упомянутому в завещании, переходила половина наследства.

В преторском праве требование о прямом лишении наследства были распространены на всех наследников unde liberi, в том числе и эманципированных, причем лица мужского пола должны были отстраняться поименно. При несоблюдении этого требования обойденные получали свои законные доли в имуществе. Если в завещании одни наследники были прямо устранены от наследования, а о других завещатель умолчал, то первые оставались лишенными наследства. В законодательстве Юстиниана лишение наследства могло осуществляться в любых выражениях, но все нисходящие должны были отстраняться поименно.

Обязательная доля. Описанные формальные правила лишения наследства не могли, все-таки, дать достаточную гарантию того, что близкие наследодателю лица получат определенную часть его имущества. Более того, в ряде случаев центумвиральный суд (в его компетенции были наследственные дела) стал признавать, что завещание, в котором, хотя и исполнено требование о форме лишения наследства, но без основательных причин близким наследникам ничего не оставлено, очевидно, было составлено не совсем в здравом уме и потому должно быть лишено силы. Иски со стороны законных наследников по цивильному праву, обойденных в завещании, удовлетворялись, как будто наследников, назначенных в завещании, вовсе не было.

В дальнейшем круг лиц, которые могли требовать выделения им доли в наследстве, и самый порядок определения такой доли, был изменен. Во-первых, к числу родственников, имеющих право на обязательную долю, стали относить нисходящих и восходящих завещателя, а также его братьев и сестер (последние могли претендовать на долю в наследственном имуществе только в том случае, если завещатель назначил своим наследником лицо, подвергнутое гражданскому бесчестию turpitudo).

Во-вторых, был определен размер обязательной доли (portio debita) она составляла не менее ¼, части того, что наследник получил бы при призвании его к преемству в имуществе наследодателя по закону, причем имущество могло быть передано ему не только путем назначения его наследником в завещании, но и посредством легата. Если завещатель не назначил portio debita, то обойденный мог требовать свою законную долю в полном объеме. Однако данное требование погашалось смертью необходимого наследника, а также сроком, в течение которого он мог предъявить свое требование этот срок сначала составлял два года, а потом пять лет.

Юстиниан повысил размер portio debita до ½, законной доли, если последняя составляла менее четверти наследства, и до 1/3, если законная доля была больше. Кроме того, было установлено, что обойденный наследник мог требовать выдела обязательной доли лишь в том случае, если он был полностью отстранен от наследования если же полученное им имущество было меньше portio debita, то он мог требовать лишь соответствующего увеличения своей доли, но не отмены завещания.

В последующем своим указом 542 г. Юстиниан установил, что право на обязательную долю в наследстве имеют восходящие и нисходящие наследодателя, они должны были обязательно назначаться наследниками. Кроме того, exheredatio и лишение portio debita могли быть сделаны завещателем только при наличии уважительных причин, которые были четко закреплены в законе различные преступления и проступки против завещателя, предосудительный образ жизни и пр. О братьях и сестрах указ не упоминал, и потому относительно их действовал описанный выше порядок получения обязательной доли.

91. Понятие наследования в римском праве.

Наследование - это переход прав и обязанностей умершего физического лица к другим лицам. Наследование осуществляется в порядке универсального правопреемства, то есть наследник, принимая наследство, приобретает все права и обязанности наследодателя (или определенную наследственную долю, если наследников двое и более).

В процессе наследования выделялось два этапа: открытие наследства (смерть наследодателя) и принятие наследства. Право собственности у наследника на наследуемое имущество возникало лишь после принятия наследства. Право на принятие наследства зависело от усмотрения наследника, за исключением наследников первой очереди по Законам XII таблиц, которые являлись «необходимыми наследниками» и обязаны были принять открывшееся в их пользу наследство, независимо от своей воли, отказ от принятия наследства в таком случае не допускался. Также необходимым наследником признавался раб, отпущенный наследодателем на свободу и назначенный наследником по завещанию.

Наследование в Древнем Риме было возможно по завещанию или по закону (если завещание не было составлено или признано недействительным либо наследник, указанный в завещании, не принял наследство).

Характерной особенностью римского наследственного права была недопустимость сочетания двух названных оснований при наследовании после одного и того же лица, то есть было недопустимо, чтобы одна часть наследства перешла к наследнику (наследникам) по завещанию, а другая часть того же наследства - к наследнику (наследникам) по закону.

Наследование по завещанию, требовавшее в ранний период соблюдения ряда формальностей, в дальнейшем заметно упростилось (претор стал признавать и обеспечивать исковой защитой даже завещания, составленные в более простой форме, чем теоретически требовалось).

В дальнейшем две системы наследования по римскому праву - цивильная и преторская - стали постепенно сближаться. Окончательно новые принципы наследования были установлены лишь новеллами знаменитого византийского императора Юстиниана.

Римское право и латинская юридическая терминология Учебно-методическое пособие

Понятие и краткая характеристика наследования

Основные этапы исторического развития

римского наследственного права

В древнейшее время существовало только наследование по закону.

Наследование по закону: понятие наследования по закону,

условия действительности наследования по закону

Наследование без завещания называется наследованием по закону.

Наследование по завещанию: понятие завещания,

условия действительности завещания

Главный инструмент защиты римского права - объявление воли. Воля играла в завещании наибольшую роль, поскольку эта последняя воля была «неподкупной и неподдельческой».

Происходило в момент смерти наследодателя.

2. За время между открытием наследства и его принятием наследниками наследственное имущество не принадлежало никому и именовалось «лежачим» наследством.

прямое волеизъявление наследника,

фактическое поведение лица, свидетельствующее о принятии им наследства (например, наследник начинал платить по долгам наследодателя).

Отказ от наследства имел место, если лицо прямо заявило об этом либо не приняло наследство в установленные сроки и надлежащим образом.

Легаты и фидеикомиссы

1. Определите понятие и дайте характеристику наследования.

1. Брючко Т.А. Возникновение и развитие норм о разделе наследственного имущества в римском частном праве // Наследственное право, 2008, 4.

Практический курс по изучению

2.1. Алфавит латинского языка

(название букв, их произношение, примеры)

Пример

Alibi (алиби)

Bis (повторить)

Serius ( раб)

Похожие:

Учебно-методическое пособие предназначено для подготовки студентов всех форм обучения, обучающихся в Юридическом институте Сибирского.

Учебно-методическое пособие «Римское право» / Авт сост к ю н., доцент А. В. Маркин. Тольятти: тгу, 2007. 31 с

Учебно-методическое пособие предназначено для изучения студентами юридического факультета учебной дисциплины «Предпринимательское.

Учебно-методическое пособие предназначено для студентов, обучающихся по направлению подготовки 030900. 68 Юриспруденция (квалификация.

«Юриспруденция» по магистерской программе «Гражданское право, семейное право, международное частное право»

Краткий курс лекций по философии: Учебно-методическое пособие / А. С. Балакшин, А. А. Владимиров. Н. Новгород: Изд-во фгоу впо.

Учебно-методическое пособие предназначено для студентов 3 курса дневного отделения юридического факультета. Направление подготовки.

Учебно-методическое пособие предназначено для студентов, обучающихся по направлению подготовки 080300. 68 «Финансы и кредит» очной.

Курсовая работа: Учебно-методическое пособие / Автор составитель Е. М. Крупеня. М.: 30 с

Настоящее учебно-методическое пособие определяет цели, задачи, функции экономики и управления фармацией, пособие предназначено для.

Понравилась статья? Поделить с друзьями: