Вынесения прокурором постановления о возбуждении уголовного дела

5. Процессуальный порядок возбуждения или отказа в возбуждении уголовного дела

При наличии повода и достаточного основания к возбуждению уголовного

дела прокурор, следователь, орган дознания, суд обязаны в пределах своей

компетенции возбудить уголовное дело (ст. 112 УПК). О возбуждении дела орган

дознания, следователь, прокурор и судья выносят постановление, а суд -

определение. Постановление (определение) состоит из вводной, описательной и

резолютивной частей. Во вводной части указывается, кем, когда и где вынесено

постановление (определение). В описательной излагаются повод и основание к

возбуждению уголовного дела. В резолютивной - по признакам какой статьи

уголовного закона возбуждается дело и его дальнейшее направление.

Одновременно с возбуждением уголовного дела должны быть приняты меры к

предотвращению или пресечению преступления, а равно к закреплению следов

После вынесения постановления о возбуждении уголовного дела прокурор

направляет дело для производства предварительного следствия или дознания,

следователь приступает к производству предварительного следствия, а орган

дознания - к производству дознания, судья направляет дело для производства

предварительного следствия или дознания, а в случаях, предусмотренных

законом, принимает дело к рассмотрению судом (ст. 27 УПК).

Копия постановления о возбуждении дела, вынесенного органом дознания или следователем, немедленно направляется прокурору.

В тех случаях, когда уголовное дело возбуждается тем должностным лицом,

которое будет вести расследование, выносится одно постановление - о

возбуждении уголовного дела и принятии его к своему производству. В случае

принятия к своему производству дела, возбужденного прокурором иди судом,

следователь выносит отдельное постановление о принятии его к своему

производству. В течение суток копия постановления о принятии дела к своему

производству должна быть направлена наблюдающему прокурору (ст. 129 УПК).

Орган дознания о начатом расследовании уведомляет прокурора немедленно (ст.

Следует иметь в виду, что следственные действия по делу вправе

производить лишь тот следователь, в производстве которого находится дело.

Другие органы могут проводить следственные действия лишь по поручению этого

В случае отсутствия оснований к возбуждению уголовного дела, а равно

при наличии обстоятельств, исключающих производство по делу, прокурор,

следователь, орган дознания и судья отказывают в возбуждении уголовного дела

Об отказе в возбуждении уголовного дела выносится мотивированное

постановление, в котором особое внимание обращается на обоснование такого

решения. В постановлении должно быть указано, почему именно событие, о

котором сообщалось, признано не имевшем места или в нем отсутствуют признаки

преступления, либо приведены иные обстоятельства, исключающие производство

В постановлении об отказе в возбуждении уголовного дела по поводу

деяния, о котором в сообщении или заявлении говорится как о преступлении, но

оно таковым не признается, должны быть приведены конкретные данные,

обосновывающие этот вывод.

Содержащаяся в постановлении аргументация, подтверждающая выводы лица,

вынесшего постановление, позволяет достаточно глубоко, объективно и

всесторонне проверить правильность этих выводов, а лицам и организациям, от

которых поступило заявление или сообщение, при несогласии с принятым

решением принести мотивированную жалобу.

Должностное лицо, вынесшее постановление об отказе в возбуждении

уголовного дела, обязано разъяснить заявителю его право на обжалование.

Заявитель вправе оспаривать как сам отказ, так и мотивы решения. На

постановление об отказе в возбуждении уголовного дела, вынесенное органом

дознания или следователем, жалоба приносится прокурору, осуществляющему

надзор за производством дознания и следствия. Постановление прокурора,

отказавшего в возбуждении уголовного дела, может быть обжаловано

На постановление судьи об отказе в возбуждении уголовного дела жалоба

приносится в вышестоящий суд.

Закон не содержит указания, в какой срок может быть обжаловано решение

об отказе в возбуждении уголовного дела. Это означает, что при принесении

жалобы на отказ в возбуждении уголовного дела следует руководствоваться

общими сроками давности привлечения к уголовной ответственности,

предусмотренными ст. 48 УК.

Наряду с общим порядком возбуждения уголовных дел законодательством

установлен особый порядок возбуждения дел в отношении определенных категорий

лиц. В первую очередь это касается судей, присяжных и народных заседателей

(ст. 16 Закона о статусе судей Российской федерации, ст. 87 Закона о

судоустройстве РФ), следователей, прокуроров (ст. 39 Закона о прокуратуре

РФ). Это обусловлено необходимостью обеспечения независимости судей,

прокуроров и следователей и надлежащего выполнения ими своих обязанностей.

Постановление о возбуждении уголовного дела: правовой аспект

Постановление о возбуждении уголовного дела - основной документ, который выносится на основе результата рассмотрения заявления о совершенном преступлении. Данный документ может быть выдан уполномоченным на то лицом, как правило, следователем, занимающимся раскрытием конкретного преступления.

Оформление постановления о возбуждении уголовного дела

Данный документ состоит из:

  • вводной части, в которой указываются такие данные, как наименование документа, дата и место его вынесения, инициалы и должность вынесшего постановление лица,
  • описательной части, в которой подробно излагается основание и повод для вынесения постановления,
  • резолютивной части, содержащей такие данные, как решение о возбуждении данного дела, статья Уголовного Кодекса, по которой оно будет возбуждено, сведения о том, что копия данного постановления была направлена в прокуратуру, подпись уполномоченного, вынесшего данное постановление.

В заключительной части документа ставится отметка о том, что заявитель (лицо, написавшее заявление о возбуждении данного дела) и ответчик (лицо, подозреваемое в совершении преступного деяния) были оповещены о заведении уголовного дела по конкретному преступлению.

В соответствии с законодательством России, постановление о возбуждении уголовного дела может выноситься после согласования всех действий с прокурором. Однако Уголовно-процессуальный кодекс страны (статья 146) позволяет следователю принимать самостоятельное решение по данному вопросу еще до согласования его с прокурором. То же самое касается проведения некоторых неотложных действий, которые проводятся в рамках расследования конкретного преступления (осмотр места события, проведение судебной экспертизы).

В том случае, если по результатам проведенного опроса потерпевших лиц и досмотра места происшествия выносится решение о проведении расследования по данному преступлению, следователь в обязательном и срочном порядке направляет в прокуратуру постановление о возбуждении уголовного дела, к нему прилагаются соответствующие протоколы и материалы проверки места преступления. На основе полученных данных прокурор выносит решение о том, будет ли данное дело возбуждено. Для того чтобы подобное решение было вынесено как можно быстрее, Генеральная прокуратура РФ предусматривает сменное 24-часовое дежурство прокуроров. Праздничные и выходные дни не являются исключением.

Как постановление о возбуждении уголовного дела получено, прокурор выносит решение:

  • о незамедлительном возбуждении дела по данному преступлению. В данном случае им ставится подпись на самом документе, с указанием точной даты и времени,
  • об отказе по данному делу,
  • о возвращении материалов расследования следователю для проведения дополнительной проверки. В данном случае прокурором могут быть даны дополнительные указания по расследованию, срок их выполнения составляет не более пяти суток.

Обжалование постановления о возбуждении уголовного дела может осуществляться непосредственно лицом, обвиняемым в совершении преступления, если говорить более точно, его адвокатом. Данное право предусмотрено законодательством России в рамках защиты подозреваемого. Постановление может быть обжаловано, как правило, во внесудебном либо судебном порядке. Следует знать, что любые уговоры (с применением угроз и физической силы либо без таковых) сотрудников правоохранительных органов признаться в совершении преступления считаются незаконными, поскольку нарушают предусмотренные конституцией права гражданина РФ, и так же, как неправомерное постановление о возбуждении уголовного дела, могут быть оспорены в суде.

Постановление о возбуждении уголовного дела

Постановление прокурора как акт прокурорского реагирования предусмотрено ст. 25 Закона о прокуратуре. В соответствии с этим законом прокурор может вынести два вида постановлений: а) о возбуждении уголовного дела, б) о возбуждении производства об административном правонарушении.

Общим, обязательным требованием, предъявляемым законом к этим постановлениям, является их мотивированность. Это означает, что при вынесении постановлений прокурор должен быть убежден в наличии в выявленном правонарушении либо признаков преступления, либо признаков административного правонарушения. Эта убежденность должна быть отражена в мотивированности постановлений.

Постановление о возбуждении уголовного дела выносится в соответствии и в порядке, предусмотренном ст. 112 УПК РСФСР. Для его вынесения необходимы поводы и основания, предусмотренные уголовно-процессуальным законодательством. В процессе осуществления надзора за исполнением законов и законностью издаваемых правовых актов прокурор выявляет правонарушения различного характера, различающиеся по форме, содержанию, степени общественной опасности. Постановление о возбуждении уголовного дела выносится в тех случаях, когда в выявленном правонарушении имеются признаки преступления, то есть высокая степень общественной опасности, виновность, противоправность и наказуемость (ст. 14 УК РФ). Установив эти признаки, прокурор выносит постановление, в котором указывает время, место, кем оно составлено, повод и основание к возбуждению уголовного дела, статью уголовного закона, по признакам которого оно возбуждается, а также дальнейшее направление дела. В этом случае прокурор решает вопрос, направить ли постановление для дальнейшего производства расследования дела следователю или органу дознания. В исключительных случаях прокурор может принять дело к своему производству.

Дальнейшие действия прокурора в связи с вынесением постановления о возбуждении уголовного дела выходят за пределы надзора за исполнением законов и законностью правовых актов.

Постановление о возбуждении производства об административном правонарушении. Прокурор, как известно, не имеет полномочий по привлечению и наказанию должностных лиц или граждан, совершивших правонарушение. Поэтому, выявив в процессе осуществления надзора нарушение закона, имеющее признаки административного правонарушения, он только выносит постановление о возбуждении соответствующего производства. В постановлении, как и в вышерассмотренном случае, в соответствии со ст. 235 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях указываются дата и место его составления, должность, фамилия, имя, отчество составившего постановление прокурора, сведения о личности нарушителя, место, время совершения и существо административного правонарушения, нормативный акт, предусматривающий ответственность за данное правонарушение.

Постановление подписывается прокурором и лицом, совершившим административное правонарушение. К постановлению могут быть приложены материалы, полученные в процессе осуществления надзора и свидетельствующие как о факте правонарушения, так и о виновности лица, его совершившего.

После этого постановление и приложенные к нему материалы направляются на рассмотрение уполномоченному на то Кодексом РСФСР об административных правонарушениях органу или должностному лицу. Уполномоченные на рассмотрение постановления прокурора органы или должностные лица рассматривают его в установленный законом срок и о результатах рассмотрения сообщают прокурору в письменном виде.

Прокурор, согласно ст. 230 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях, может принять участие в рассмотрении дела об административном правонарушении.

В прокуратуре ведутся учет и контроль за своевременностью рассмотрения постановлений прокурора и надзор за законностью принятых по результатам его рассмотрения решений. С этой целью регистрируется каждое направленное постановление с указанием, когда и кому было направлено, а также сообщения органов или должностных лиц о результатах его рассмотрения.

Помимо оснований, предусмотренных ст. 25 Закона о прокуратуре, прокурор может вынести постановление об освобождении лиц, незаконно подвергнутых административному задержанию на основании решений несудебных органов. Такое постановление выносится на основании п. 3 ст. 22 вышеназванного закона. При осуществлении надзора за исполнением законов органами и должностными лицами, перечисленными в п. 1 ст. 21 Закона о прокуратуре, прокурор выявляет факты незаконного административного задержания лиц органами и должностными лицами, имеющими соответствующую административно-исполнительскую компетенцию (органы внутренних дел, органы пограничной службы, органы военизированной охраны, органы внутренних войск МВД РФ и др.). В этих случаях прокурор выносит постановление об освобождении незаконно задержанных, которое подлежит незамедлительному исполнению.

В связи с выявлением правонарушений в процессе осуществления надзора за исполнением законов и законностью правовых актов прокурор в целях их устранения и предупреждения может выносить помимо рассмотренных и иные акты прокурорского реагирования, а именно требования, с которыми он может обратиться в суд общей юрисдикции или арбитражный суд о признании выявленных незаконных актов недействительными (п. 3 ст. 22 Закона о прокуратуре), а также предъявлять иски в судебные органы для возмещения причиненного правонарушением ущерба или защиты нарушенных законных прав физических или юридических лиц. Требования, предъявляемые к этим актам, порядок их внесения будут рассмотрены в следующих разделах учебника об участии прокурора в рассмотрении судами уголовных, гражданских и арбитражных дел.

Порядок возбуждения уголовных дел. Сроки, процессуальные действия

При наличии повода и основания для возбуждения уголовного дела орган предварительного расследования с согласия прокурора, прокурор в пределах своей компетенции выносят постановление о возбуждении уголовного дела.

Содержание Постановления о возбуждении уголовного дела содержит дату, время и место его вынесения, кем оно вынесено, повод и основание для возбуждения уголовного дела, пункт, часть, статью УК РФ, на основании которых возбуждается уголовное дело.

Постановление следователя, дознавателя о возбуждении уголовного дела незамедлительно направляется прокурору. К постановлению прилагаются материалы проверки сообщения о преступлении, а в случае производства отдельных следственных действий по закреплению следов преступления и установлению лица, его совершившего, - соответствующие протоколы и постановления. Прокурор, получив постановление, незамедлительно дает согласие на возбуждение уголовного дела либо выносит постановление об отказе в возбуждении уголовного дела или о возвращении материалов для дополнительной проверки, которая должна быть проведена в срок не более 5 суток. О решении прокурора следователь (дознаватель) в тот же день уведомляет заявителя, а также лицо, в отношении которого возбуждено уголовное дело.

Уголовное дело подлежит возбуждению или по факту обнаружения признаков преступления, или в отношении определенного лица.

Уголовное дело считается возбужденным с момента дачи согласия прокурором на возбуждение уголовного дела.

Указанным способом возбуждаются уголовные дела публичного обвинения. Возбуждение уголовного дела частно-публичного обвинения возбуждаются только по заявлению потерпевшего. Заявление иного лица, не являющегося потерпевшим, не является поводом для возбуждения уголовного дела. Но подобные заявления должны приниматься, а указанная в них информация подлежит проверке.

Прокурор вправе возбудить уголовное дело и при отсутствии заявления потерпевшего в случаях, если последний в силу беспомощного состояний или по иным причинам не может защищать свои права и законные интересы.

Хотя дела частно-публичного обвинения и возбуждаются только по заявлению потерпевшего, но прекращению в связи с примирением потерпевшего и обвиняемого не подлежат.

После вынесения постановления о возбуждении уголовного дела прокурор направляет уголовное дело для производства предварительного расследования, следователь приступает к производству предварительного следствия, орган дознания производит неотложные следственные действия и направляет уголовное дело прокурору, а по уголовным делам, отнесенным к его компетенции, производит дознание.

Уголовное дело не подлежит возбуждению, а возбужденное уголовное дело подлежит прекращению по таким основаниям, как:

1) отсутствие события преступления,

2) отсутствие в деянии состава преступления (отказ а возбуждении уголовного дела допускается лишь в отношении конкретного лица),

3) истечение сроков давности уголовного преследования,

4) смерть подозреваемого или обвиняемого, кроме случаев, когда производство по уголовному делу необходимо для реабилитации умершего,

5) отсутствие заявления потерпевшего, если уголовное дело может быть возбуждено не иначе как по его заявлению.

5.1.2. Порядок возбуждения уголовного дела

Постановление следователя, дознавателя о возбуждении уголовного дела незамедлительно направляется прокурору. К постановлению прилагаются материалы проверки сообщения о преступлении, а в случае производства отдельных следственных действий по закреплению следов преступления и установлению лица, его совершившего (осмотр места происшествия, освидетельствование, назначение судебной экспертизы), - соответствующие протоколы и постановления. Прокурор, получив постановление, незамедлительно дает согласие на возбуждение уголовного дела либо выносит постановление об отказе в даче согласия на возбуждение уголовного дела или о возвращении материалов для дополнительной проверки, которая должна быть проведена в срок не более 5 суток. О решении прокурора следователь, дознаватель в тот же день уведомляет заявителя, а также лицо, в отношении которого возбуждено уголовное дело. При возбуждении уголовного дела капитанами морских или речных судов, находящихся в дальнем плавании, руководителями геологоразведочных партий или зимовок, удаленных от мест расположения органов дознания, главами дипломатических представительств или консульских учреждений Российской Федерации прокурор незамедлительно уведомляется указанными лицами о начатом расследовании.

Дела, имеющие частно-публичный характер, регламентируются ст. 131, 132, 136, 137-139, 145147 УК РФ. Возбуждение дел частно-публичного обвинения возможно только по заявлению потерпевшего. Производство по ним ведется в обычном порядке.

В случае беспомощности или в случае, если потерпевший не может самостоятельно защитить свои права и интересы, возбудить уголовное дело даже при отсутствии заявления потерпевшего может прокурор.

Отказ в возбуждении уголовного дела возможен в случае, если отсутствуют основания для возбуждения уголовного дела.

При вынесении постановления об отказе в возбуждении уголовного дела по результатам проверки сообщения о преступлении, связанного с подозрением в его совершении конкретного лица или лиц, прокурор, следователь, орган дознания обязаны рассмотреть вопрос о возбуждении уголовного дела за заведомо ложный донос в отношении лица, заявившего или распространившего ложное сообщение о преступлении.

Копия постановления об отказе в возбуждении уголовного дела в течение 24 часов с момента его вынесения направляется заявителю и прокурору. При этом заявителю разъясняются его право обжаловать данное постановление и порядок обжалования.

Отказ в возбуждении уголовного дела может быть обжалован прокурору или в суд в порядке, установленном ст. 124 и 125 УПК РФ.

Вынесения прокурором постановления о возбуждении уголовного дела

6. ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРОКУРОРА О ВОЗБУЖДЕНИИ УГОЛОВНОГО ДЕЛА ИЛИ ПРОИЗВОДСТВА ОБ АДМИНИСТРАТИВНОМ ПРАВОНАРУШЕНИЙ

В соответствии со ст. 25 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» «прокурор, исходя из характера нарушения закона должностным лицом, выносит мотивированное постановление о возбуждении уголовного дела или производства об административном правонарушении.

Постановление прокурора о возбуждении производства об административном правонарушении подлежит рассмотрению уполномоченным на то органом или должностным лицом в срок, установленный законом. О результатах рассмотрения сообщается прокурору в письменной форме».

Право вынесения постановления о возбуждении уголовного дела и производства об административном правонарушении предоставлено только прокурору и его заместителю. В практике встречаются случаи, когда постановления выносятся помощниками прокурора, а прокурором только утверждаются. Подобные ситуации, как представляется, не соответствуют требованиям закона. Смысл закона состоит в обеспечении высокой требовательности и ответственного отношения к принятию решения о возбуждении уголовного дела или производства об административном правонарушении со стороны органа, правомочного его принимать. Именно прокурор и его заместитель, а не помощник прокурора, являются таким органом. Помощник прокурора в данном случае фактически подменяет прокурора. В свою очередь прокурор как бы перелагает часть своей ответственности на помощника. Из этого может быть сделан вывод, что сформулированное в законе положение о праве возбуждения прокурором и его заместителем уголовного дела или производства об административном правонарушении в интересах обеспечения законности не может подвергаться расширительному толкованию.

Постановление должно быть мотивированным. В постановлении о возбуждении уголовного дела должны быть указаны:

время, место вынесения постановления, кем оно вынесено, повод и основания к возбуждению уголовного дела,

источники информации, послужившие поводом к возбуждению уголовного дела,

материалы, свидетельствующие о признаках состава преступления,

статья уголовного закона, по признакам которой оно возбуждено,

дальнейшее направление уголовного дела.

В содержании постановления о возбуждении производства об административном правонарушении приводятся:

время, место вынесения постановления, кем оно вынесено, повод и основания к возбуждению производства об административном правонарушении,

данные, подтверждающие факт административного правонарушения,

- виновность конкретного лица в его совершении,

смягчающие и отягчающие ответственность обстоятельства,

размер имущественного ущерба (если таковой имеется),

иные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрение дела,

статья административного закона, устанавливающая ответственность за данное деяние.

Постановление о возбуждении производства об административном правонарушении направляется соответствующему органу или должностному лицу, уполномоченному рассматривать дела об административных правонарушениях. Система органов, осуществляющих рассмотрение административных правонарушений, устанавливается административным законодательством.

Постановление прокурора должно быть рассмотрено в сроки, установленные законом для дел об административных правонарушениях. Законом определен пятнадцатидневный срок рассмотрения дела с момента его поступления в орган, правомочный принимать по нему решение. Применительно к отдельным правонарушениям предусмотрен сокращенный, семидневный, срок рассмотрения дел. Административным законодательством могут устанавливаться и иные сроки.

О решении, принятом по постановлению прокурора, ему направляется письменное сообщение. В случае, когда решение принято с нарушением закона, прокурором на него приносится протест.

Понравилась статья? Поделить с друзьями: